Как не вырастить ребенка-нарцисса?
Примерно к двум годам ребенок осознает свое отдельное
существование от родителей. Он понимает, что другие могут наблюдать за ним и
оценивать его. Таким образом, он становится уязвимым перед другими. Центральный
кризис данного периода Х. Кохут определил как нарциссический. Суть его в том,
что ребенок хочет быть в центре внимания, хочет быть центром Вселенной.
В позитивном разрешении этого кризиса родителям необходимо
балансировать между тем, чтобы давать внимание и тем, чтобы фрустрировать
(разочаровывать) эту потребность. Ребенок
должен получить послания о том, что хотя он не может постоянно быть в центре
внимания родителей, ему есть место в этом мире.
Родители находят время для того, чтобы уделить внимание тому, чтобы ребенок себя
продемонстрировал. В другой ситуации родители
дают понять, что существуют другие люди со своими потребностями. В этом
случае у ребенка формируется здоровое самоуважение и уважение к другим.
В негативом разрешении данного кризиса существует две крайности.
Ребенку дают максимум внимания, он не получает отказа во
внимании и вырастает с ощущением, что мир вращается вокруг него. Последствия
такого мироощущения, как вы понимаете, бывают самые разные. Мир в лице людей
рано или поздно покажет зубы и разочарование может быть очень болезненным:
«Как? Мне? Да вы знаете, кто я?» Такие люди не научились уважать других и
главное, любить. Они привыкли, что любят только их. Во взрослом возрасте они
ищут ситуации, чтобы вызывать восхищение окружающих. А тот, кто им не
восхищается – враг, которого нужно испепелить своей яростью.
В другой крайности, ребенку не дают внимания вообще,
пресекают любые его попытки самовыразиться, стыдят. У человека возникает
ощущение брошенности, ненужности, страх быть оставленным. Такой ребенок может
прийти к выводу, что его невозможно любить. В дальнейшем такая личность
старается быть незаметной, не выделяться, не достигать успеха. Ведь успех – это
возможность оказаться в центре внимания. А это, усвоено с детства, небезопасно.
Поэтому успешные проекты практически на этапе завершения срываются. И человек
скатывается в привычную колею неудачника. У такого человека во взрослом
возрасте могут быть невротические попытки воспроизвести и переиграть детскую
ситуацию – обратить на себя внимание родителей. Так он может находить заведомо
неподходящего партнера (безучастного, равнодушного), чтобы снова попытаться
завоевать свое место под солнцем.
В обоих случаях человек не способен найти адекватный способ
принадлежать миру.
При выходе из нарциссического кризиса, человеку необходимо
вынести несколько важных истин о его месте в мире (Роналд Т. Поттер-Эфрон):
Принцип человечности
– в том, что он принадлежит к человеческому роду. Его рождение не было ужасной
ошибкой. Он принадлежит Вселенной. Он не монстр, не недочеловек, но он и не
Бог.
Принцип скромности
– в том, что он не хуже и не лучше других. Скромный человек знает, что не может
быть безупречным. Он готов разделять свое небезупречное бытие с другими,
понимая, что они тоже не лишены недостатков.
Принцип автономии
– в том, что он может контролировать свое собственное поведение, но никак не
чужое. Он не беспомощен и не ждет похвалы за свои действия. Он понимает, что
его жизнь в его руках.
Принцип
компетентности – в том, что можно быть «достаточно хорошим», не будучи
совершенным. Эти люди знают, что
невозможно все дела осуществлять безупречно, так как неудачи – неизбежная часть
человеческого опыта.
Больше статей в книге «Семь смертных грехов родительства: главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка"
Больше статей в книге «Семь смертных грехов родительства: главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка"
Комментарии
Отправить комментарий