Аналитический экскурс по фильму «Красавица и Чудовище»
Фильм «Красавица и чудовище» 2014
г., Франция, режиссер Кристоф Ганс - замечательная французская экранизация
известного архетипического сюжета, в котором ярко показан путь женской
индивидуации.
Потеря отцом своего статуса.
В первых эпизодах фильма отец
героини теряет свое состояние, власть, жизненную силу (стареет). Так образ отца
должен поблекнуть во внутреннем психическом мире женщины для того, чтобы она
могла встретить настоящего возлюбленного. В противном случае существует риск,
что всех мужчин женщина будет сравнивать с отцом либо выбирать «отцов» в мужья.
Встреча с чудовищем.
Выйдя из родительской семьи, женщина имеет представления о мужском мире
как об угрожающем, чудовищном. Девушка становится притягательной для мужчин и
родители могут предостерегать ее от коварства мужчин. Некоторое время она живет
в плену своих страхов перед мужским миром, пока ее женственность созревает. В
сказке это символически изображается встречей с мужчиной-чудовищем. Героиня
фильма на этом этапе не пытается лучше узнать внутренний мир хозяина дома. Она
видит лишь оболочку и страх парализует ее сознание и душу.
В реальной жизни, соприкасаясь с
миром мужчин, женщина чувствует его мощь и силу. Она пугается этой
инстинктивной силы и проецирует на нее угрозу. В фильме ярко показаны феномены
проекции и проективной идентификации. Чем более угрожающим героине кажется
Чудовище, тем более угрожающим оно становится. Режиссер усилил это каменными
фигурами.
В реальной жизни на этом этапе
отношения могут прерваться, если женщина не готова встретиться с теневыми
аспектами мужчины и своими собственными. Необходима определенная зрелость,
чтобы в «чудовище» разглядеть добрую душу.
Взаимодействие с Чудовищем.
Взаимодействуя с Чудовищем в этом
фильме идет внутренняя трансформация героини. Сначала ей страшно. Затем она
выстраивает отношения путем установления границ:
-
Не приходите в мою спальню, - заявляет она.
-
Того
нельзя, сего нельзя, я научу этого зверюгу хорошим манерам!
А затем учится доверять: танцует
с Чудовищем.
Таков путь женщины и в реальной
жизни.
Мужчина также благодаря женщине
учится управлять своими инстинктивными мужскими энергиями, которые могут быть
направлены как на разрушение, так и на созидание.
Превращение Чудовища в принца.
Любовь в сказке также, как и в
жизни способна творить чудеса. Важной задачей на женском пути является принять
свою слабость и начать доверять мужской силе как защищающей, а не угрожающей. После
этого женщина начинает жить под покровительством этой силы в спокойствии и
безопасности.
Если этого не происходит, женщина так всю жизнь и живет с «чудовищем»,
который может реально угрожать ее безопасности (эмоциональной или физической). Например,
муж ревнивец и собственник. Жена подчиняется и не готова что-либо менять в
своей жизни, приняв позицию жертвы. Или попросту у нее нет ресурсов
договариваться с «чудовищем», выстраивать отношения. Во внутреннем же пространстве
женщины нет доступа к позитивному аспекту Анимуса из-за собственной
эмоциональной незрелости.
Женщина,
которая сможет полюбить, принять теневые аспекты личности мужчины, способна
вызвать в мужчине трансформации по превращению энергий из разрушающих в
созидательные, так как в теневом аспекте, по Юнгу, скрыт невероятный ресурс.
Это уже мужской путь. О нем в другой раз.
Комментарии
Отправить комментарий