Аналитический экскурс по фильму «Красавица и Чудовище»


Фильм «Красавица и чудовище» 2014 г., Франция, режиссер Кристоф Ганс - замечательная французская экранизация известного архетипического сюжета, в котором ярко показан путь женской индивидуации.
Потеря отцом своего статуса.
В первых эпизодах фильма отец героини теряет свое состояние, власть, жизненную силу (стареет). Так образ отца должен поблекнуть во внутреннем психическом мире женщины для того, чтобы она могла встретить настоящего возлюбленного. В противном случае существует риск, что всех мужчин женщина будет сравнивать с отцом либо выбирать «отцов» в мужья.
Встреча с чудовищем.
Выйдя из родительской семьи, женщина имеет представления о мужском мире как об угрожающем, чудовищном. Девушка становится притягательной для мужчин и родители могут предостерегать ее от коварства мужчин. Некоторое время она живет в плену своих страхов перед мужским миром, пока ее женственность созревает. В сказке это символически изображается встречей с мужчиной-чудовищем. Героиня фильма на этом этапе не пытается лучше узнать внутренний мир хозяина дома. Она видит лишь оболочку и страх парализует ее сознание и душу.
В реальной жизни, соприкасаясь с миром мужчин, женщина чувствует его мощь и силу. Она пугается этой инстинктивной силы и проецирует на нее угрозу. В фильме ярко показаны феномены проекции и проективной идентификации. Чем более угрожающим героине кажется Чудовище, тем более угрожающим оно становится. Режиссер усилил это каменными фигурами.
В реальной жизни на этом этапе отношения могут прерваться, если женщина не готова встретиться с теневыми аспектами мужчины и своими собственными. Необходима определенная зрелость, чтобы в «чудовище» разглядеть добрую душу.
Взаимодействие с Чудовищем.
Взаимодействуя с Чудовищем в этом фильме идет внутренняя трансформация героини. Сначала ей страшно. Затем она выстраивает отношения путем установления границ:
-         Не приходите в мою спальню, - заявляет она.
-          Того нельзя, сего нельзя, я научу этого зверюгу хорошим манерам!
А затем учится доверять: танцует с Чудовищем.
Таков путь женщины и в реальной жизни.
Мужчина также благодаря женщине учится управлять своими инстинктивными мужскими энергиями, которые могут быть направлены как на разрушение, так и на созидание.
Превращение Чудовища в принца.
Любовь в сказке также, как и в жизни способна творить чудеса. Важной задачей на женском пути является принять свою слабость и начать доверять мужской силе как защищающей, а не угрожающей. После этого женщина начинает жить под покровительством этой силы в спокойствии и безопасности.
Если этого не происходит, женщина так всю жизнь и живет с «чудовищем», который может реально угрожать ее безопасности (эмоциональной или физической). Например, муж ревнивец и собственник. Жена подчиняется и не готова что-либо менять в своей жизни, приняв позицию жертвы. Или попросту у нее нет ресурсов договариваться с «чудовищем», выстраивать отношения. Во внутреннем же пространстве женщины нет доступа к позитивному аспекту Анимуса из-за собственной эмоциональной незрелости.
Женщина, которая сможет полюбить, принять теневые аспекты личности мужчины, способна вызвать в мужчине трансформации по превращению энергий из разрушающих в созидательные, так как в теневом аспекте, по Юнгу, скрыт невероятный ресурс. Это уже мужской путь. О нем в другой раз.

Комментарии

Популярное

Психологический портрет Гитлера

Когда душа каменеет...

Амбициозная мать

Отсутствующая мать

Шизофреногенная мать

Когда мужчина ко мне приближается, я его отталкиваю…

Откуда берутся алкоголики, шопоголики, сексоголики, трудоголики…?

Почему некоторые талантливые люди не могут заработать?

Сверхзаботливая мать