Шизофреногенная мать 2


Написав статью «Шизофреногенная мать» я получила много откликов.  «Дети» (уже взрослые) с официальным диагнозом говорили мне спасибо за то, что я поднимаю тему и присылали письма с описанием своих матерей. Психологи «клевали» за то, что я поднимаю тему, которая отсутствует в учебниках по психологии. Похоже, некоторые психологи думают, что реальные истории рождаются из учебников… Это все равно, что Колумб бы увидел Америку, посмотрел на карту и сказал: «Поворачиваем обратно, на карте нет такого материка, значит его не существует!» Тем не менее, я благодарна всем за то, что тема многих не оставляет равнодушными!
Можно отрицать влияние семьи на возникновение такого сложного заболевания, как шизофрения, а можно изучать реальные случаи. Совсем недавно мне попался сборник «Модели безумия» (полное название  приведено в конце этой заметки) с рядом интереснейших статей на эту тему.  Приятно найти единомышленников! Хочется поделиться.
Ross (1994) предположил, что «существует по меньшей мере две дорожки, ведущих к позитивным симптомам шизофрении. Одна может быть эндогенно обусловленной. Другая – обусловлена психосоциальной травмой детства. Обнаружено, что все структурные и функциональные различия между мозгом больного шизофренией взрослого и обычного человека совпадают с различиями между мозгом травмированных детей и не травмированных (Read и др., 2001).
К 1992 году был составлен обзор результатов 23 исследований в области взаимодействий в семьях с больными шизофренией. Исследования проводились в 12 странах. Я не буду приводить цифры и проценты, чтобы не перегружать данную заметку. Они лишь подтверждают достоверность выводов, к которым пришли исследователи. В этих исследованиях получены данные, показывающие, что для таких семей характерны:
1.         Высокий компонент враждебности (открытый или скрытый) по отношению к ребенку, ставшему затем взрослым с диагнозом «шизофрения». Этот компонент включает в себя чрезмерную критику и отрицательные замечания относительно того, что делает ребенок. То есть послания типа «Ты не такой…», «Ты делаешь не так…»
2.         Чрезмерное эмоциональное вмешательство (постоянная оценка действий ребенка, чрезмерная похвала, демонстрация самопожертвования, чрезмерных переживаний за ребенка).
3.         Навязывание чувства вины: «Мы почти всегда ругаемся из-за тебя», «Из-за тебя бабушка расстроилась», «Из-за тебя я не смогла дальше учиться в ВУЗе» и т.п.
4.         Интрузивность – уверенность в собственном знании чужих мыслей или чувств. Например: «Я прекрасно знаю, что ты со мной согласен, хотя и не признаешься в этом», «Я знаю, что у тебя на уме…»
5.         Аномальность коммуникации, проявляющаяся в том, чтобы разговаривать так, чтобы понимание общего смысла сказанного было затруднено или невозможно путем разрушения попыток найти общий фокус разговора. Сюда же относятся «двойные послания» Бейтсона. Что-то типа: «Ну ты же умный ребенок и понимаешь о чем я говорю, и не надо делать такое глупое лицо…». При любом поведении ребенок остается виноватым. Аномальность коммуникации порождает нарушения мышления. Если у ребенка есть возможность сопротивляться несправедливости, парадоксальности родительской коммуникации, то у него больше шансов вырасти здоровой личностью. Если же попытки «восстановить справедливость» у ребенка подавляются, например мать может говорить: «Ах ты еще чем-то недоволен, вон из моего дома!» или «Ты ужасный ребенок, сведешь меня в могилу», то постепенно это может стать основой психотического состояния, поскольку ребенку становится все труднее развязать узел противоречивых посланий родителя (чаще матери).
6.         Сохранение иллюзии сходства между членами семьи, когда различия не принимаются и жестко критикуются: «В нашей семье все имеют абсолютный музыкальный слух…» Поэтому индивидуации можно достигнуть лишь путем отстранения  в искаженный и изолированный мир безумия.
7.         Нетерпимость, недостаток эмпатии, а также отсутствие гибкости у родителей.

Не всегда перечисленные факторы приводят к катастрофическим последствиям. Много зависит от темперамента ребенка, его возраста, сенситивности нервной системы, наличия здоровых коммуникаций с другими членами семьи и др. Однако, на мой взгляд, родители должны знать об этих факторах и быть предупреждены, какой вред это может принести их ребенку и вовремя скорректировать свое поведение.


Модели безумия: психологические, социальные и биологические подходы к пониманию шизофрении. Опубликовано для ISPS – Международного общества психологических видов лечени шизофрении и других психозов. Сборник статей под ред. Д. Рид, Л.Р. Мошер, Р. П. Бентал, 2004

Больше статей в книге «Семь смертных грехов родительства: главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка"Читать больше статей в книгах Ирины Рыженко

Комментарии

Популярное

Психологический портрет Гитлера

Когда душа каменеет...

Аналитический экскурс по фильму «Красавица и Чудовище»

Амбициозная мать

Отсутствующая мать

Шизофреногенная мать

Когда мужчина ко мне приближается, я его отталкиваю…

Откуда берутся алкоголики, шопоголики, сексоголики, трудоголики…?

Почему некоторые талантливые люди не могут заработать?