Как воспитывать ребенка 3 лет: подчинять или подчиняться?

-         Дай ручку, дорогу переходим.
-         Я сам!
В 3 года ребенок отстаивает свое право на самостоятельность. При этом не имеет достаточных для этого ресурсов. Он активно познает мир, при этом еще далек от реальности:
-         Я буду купаться в море!
-         Нет, мы сегодня не будем купаться, вода еще холодная, можно заболеть.
-         А я буду!!!
В этом возрасте дух противоречия вырывается как джин из бутылки. Что родители ни делают – их чаду нужно что-то другое. Это возраст почемучек и купания в грязи, агрессивности и капризов, импульсивного поведения и интенсивного приобретения опыта.
Отчаявшиеся родители  задаются вопросом: правильно ли я воспитываю своего ребенка? Хороший ли я родитель? Что я делаю неправильно? Почему ребенок сводит меня с ума?
Говорят, что кризис 3 лет нужно пережить как стихийное бедствие… От родителей требуется много терпения и выдержки.
В воспитательных стратегиях родителей часто наблюдаются две крайности.
Первая – излишняя строгость и наказание, стремление во что бы то ни стало «сделать» ребенка послушным и «удобным» для себя. Вторая – чрезмерное потакание, когда родители идут на поводу у желаний и капризов ребенка.
Возможно, вы удивитесь, но в этом возрасте закладываются фундаментальные вещи:
-         укрепляются личностные границы,
-         выстраиваются стратегии взаимодействия с людьми,
-         вырабатываются способы адаптации к реальности,
-         развиваются творческие способности,
-         пробуждаются лидерские задатки.
В связи с этим, на родителей ложится огромная ответственность!
Обе описанные крайности в воспитании трехлеток непродуктивны.  При первом варианте есть все шансы подавить индивидуальность ребенка, погасить его инициативность (часто на долгие годы, а иногда на всю жизнь) и нарушить все перечисленные выше компоненты, характеризующие данный возраст.
При втором варианте – потакание ребенку – есть все шансы вырастить маленького тирана, которому будут служить «дрессированные» родители.
Родителям лучше всего придерживаться золотой середины: иногда выполнять желания ребенка, иногда настаивать на своем. Так будет развиваться гибкость в поведении, а в дальнейшем, хорошие адаптивные способности. Это самый благоприятный возраст, когда можно показать ребенку разные стратегии в умении договариваться.
-         Подожди, сейчас приедем и поедим клубнику.
Учим ребенка терпению.
-         Сначала ты покушаешь, а потом посмотришь мультик.
Учим расставлять приоритеты.
-         Сначала папе, потому что папа торопится, а потом тебе.
Учим уважать интересы другого человека.
-         Нет! Через дорогу можно идти только за руку!
Учим пониманию того, что есть однозначные правила-запреты, которые не обсуждаются.
-         Хорошо, давай поиграем в больничку, как ты хочешь.
Показываем пример уступчивости и великодушия.
Когда ребенок слышит отказ или запрет, ему сложно еще совладать со своими эмоциями. Он может плеваться, кусаться, гневаться. Можно сказать:
-         Да. Я вижу ты злишься.
Не надо давать оценку! Просто назовите его эмоцию. И постепенно (не сразу!) ребенок перейдет от действий к слову. Это будет примерно так:
-         Я злюсь на тебя!
-         Мне грустно!
Чтобы ускорить этот процесс, можно озвучивать и свои эмоции тоже. Например:
- Ты так красиво рисуешь! Я радуюсь!
- Когда ты так себя ведешь, я сержусь на тебя.
- Это грустный фильм.
Озвучивайте искренне свои эмоции, но не злоупотребляйте! Иначе это будет манипуляция.
А еще важно помнить: вы взрослый, он – ребенок!!! Пусть ваша мудрость и любовь к ребенку подскажут вам решение в той или иной ситуации!

Комментарии

Популярное

Психологический портрет Гитлера

Когда душа каменеет...

Аналитический экскурс по фильму «Красавица и Чудовище»

Амбициозная мать

Отсутствующая мать

Шизофреногенная мать

Когда мужчина ко мне приближается, я его отталкиваю…

Откуда берутся алкоголики, шопоголики, сексоголики, трудоголики…?

Почему некоторые талантливые люди не могут заработать?

Шизофреногенная мать 2