Как воспитывать ребенка 3 лет: подчинять или подчиняться?
-
Дай ручку, дорогу переходим.
-
Я сам!
В 3 года ребенок
отстаивает свое право на самостоятельность. При этом не имеет достаточных для
этого ресурсов. Он активно познает мир, при этом еще далек от реальности:
-
Я буду купаться в море!
-
Нет, мы сегодня не будем купаться, вода еще
холодная, можно заболеть.
-
А я буду!!!
В этом возрасте
дух противоречия вырывается как джин из бутылки. Что родители ни делают – их
чаду нужно что-то другое. Это возраст почемучек и купания в грязи,
агрессивности и капризов, импульсивного поведения и интенсивного приобретения
опыта.
Отчаявшиеся
родители задаются вопросом: правильно ли
я воспитываю своего ребенка? Хороший ли я родитель? Что я делаю неправильно?
Почему ребенок сводит меня с ума?
Говорят, что
кризис 3 лет нужно пережить как стихийное бедствие… От родителей требуется
много терпения и выдержки.
В воспитательных
стратегиях родителей часто наблюдаются две крайности.
Первая – излишняя
строгость и наказание, стремление во что бы то ни стало «сделать» ребенка
послушным и «удобным» для себя. Вторая – чрезмерное потакание, когда родители
идут на поводу у желаний и капризов ребенка.
Возможно, вы
удивитесь, но в этом возрасте закладываются фундаментальные вещи:
-
укрепляются личностные границы,
-
выстраиваются стратегии взаимодействия с людьми,
-
вырабатываются способы адаптации к реальности,
-
развиваются творческие способности,
-
пробуждаются лидерские задатки.
В связи с этим,
на родителей ложится огромная ответственность!
Обе описанные крайности
в воспитании трехлеток непродуктивны. При первом варианте есть все шансы подавить
индивидуальность ребенка, погасить его инициативность (часто на долгие годы, а
иногда на всю жизнь) и нарушить все перечисленные выше компоненты,
характеризующие данный возраст.
При втором
варианте – потакание ребенку – есть все шансы вырастить маленького тирана,
которому будут служить «дрессированные» родители.
Родителям лучше
всего придерживаться золотой середины: иногда выполнять желания ребенка, иногда
настаивать на своем. Так будет развиваться гибкость в поведении, а в дальнейшем,
хорошие адаптивные способности. Это самый благоприятный возраст, когда можно
показать ребенку разные стратегии в умении договариваться.
-
Подожди, сейчас приедем и поедим клубнику.
Учим ребенка
терпению.
-
Сначала ты покушаешь, а потом посмотришь
мультик.
Учим расставлять
приоритеты.
-
Сначала папе, потому что папа торопится, а потом
тебе.
Учим уважать
интересы другого человека.
-
Нет! Через дорогу можно идти только за руку!
Учим пониманию
того, что есть однозначные правила-запреты, которые не обсуждаются.
-
Хорошо, давай поиграем в больничку, как ты
хочешь.
Показываем пример
уступчивости и великодушия.
Когда ребенок
слышит отказ или запрет, ему сложно еще совладать со своими эмоциями. Он может
плеваться, кусаться, гневаться. Можно сказать:
-
Да. Я вижу ты злишься.
Не надо давать
оценку! Просто назовите его эмоцию. И постепенно (не сразу!) ребенок перейдет
от действий к слову. Это будет примерно так:
-
Я злюсь на тебя!
-
Мне грустно!
Чтобы ускорить
этот процесс, можно озвучивать и свои эмоции тоже. Например:
- Ты так красиво
рисуешь! Я радуюсь!
- Когда ты так
себя ведешь, я сержусь на тебя.
- Это грустный
фильм.
Озвучивайте
искренне свои эмоции, но не злоупотребляйте! Иначе это будет манипуляция.
А еще важно
помнить: вы взрослый, он – ребенок!!! Пусть ваша мудрость и любовь к ребенку
подскажут вам решение в той или иной ситуации!
Комментарии
Отправить комментарий